Отчёт
ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ
ГОУ Специального (коррекционного) детского дома
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, V вида №46

Администрация детского дома №46 предлагает ежегодный открытый доклад о деятельности коллектива детского дома в 2008 – 2009 учебном году.
Весь год велась работа по реализации приоритетных программ Правительства РФ в области образования и социальной сфере, создание нравственных и здоровьесберегающих технологий, реализации программ развития. В 2008 – 2009 учебном году продолжалась экспериментальная работа по теме «Инновационные процессы в воспитании. Патронатное воспитание как форма семейного воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Итог: педагогический коллектив стал лауреатом конкурса инновационных социальных технологий в номинации «Образование», лауреатом Всероссийского конкурса «Во Имя Жизни на Земле», победителем Московского городского конкурса «Кабинет психолога – 2009» в номинации «Лучший психологический кабинет школы», принял активное участие и показал высокие результаты в фестивале «Мир без барьеров»; детский коллектив под руководством музыкального руководителя стал лауреатом конкурса «Надежда» в номинации «Вокальное мастерство»,.

1. Общая характеристика образовательного учреждения

Детский дом №46 является специальным (коррекционным) учреждением V вида для детей-сирот с тяжелыми нарушениями речи и слуха. Детский дом является единственным в Москве учреждением, в котором воспитываются глухие и слабослышащие дети-сироты.
В детском доме функционируют два отделения: школьное и дошкольное. Воспитанники дошкольного отделения занимаются по программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Для дошкольников с нарушениями слуха создан сурдокабинет для занятий, оборудованный специальной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования. Дети, достигшие школьного возраста, переводятся в 1 класс детского дома по заключению ГМППК. В школьном отделении обучаются воспитанники 1 и 2 классов. Учащиеся, усвоившие программу 1-2 классов, переводятся для дальнейшего обучения в массовые школы и школы- интернаты г. Москвы с целью более полной социальной адаптации. Глухие и слабослышащие воспитанники, достигшие школьного возраста, получают образование в специальных коррекционных школах –интернатах №№ 10, 65 города Москвы. Дошкольные группы укомплектованы по возрастному принципу, школьные – по принципу «класс – группа».
Состав воспитанников детского дома комплектуется Департаментом образования города Москвы на основании решения городской психолого-медико-педагогической комиссии.
В нашем учреждении работают высококвалифицированные специалисты и созданы все условия для коррекционно-развивающей работы.
Дополнительное образование находится в тесной взаимосвязи с воспитательной работой.
В учреждении работает медицинский блок, оснащенный новейшей аппаратурой, кабинетом ЛФК, физиотерапии, стоматологии, функционируют спортивный зал и бассейн. Дети наблюдаются в Центре челюстно-лицевой хирургии, Институте косметологии, в ДКБ Святого Владимира. Все воспитанники с нарушением слуха постоянно наблюдаются и консультируются в сурдологическом центре:
2. Партнеры детского дома.
С 2005 года детский дом сотрудничает с МГППУ с целью обучения и дальнейшего профессионального становления студентов СПК МГППУ, а так же для проведения всех видов профессиональной практики.
В 2008 -2009 учебном году на базе детского дома прошли практическую подготовку 11 студентов 3 курса, обучающихся на факультете специальной педагогики. 2студента прошли преддипломную практику.
С 2008 года воспитанники детского дома поддерживают дружеские отношения со студентами медицинского колледжа №2 г. Москвы (совместное проведение праздников, концертов, обмен подарками и сувенирами).
Регулярно в гости к ребятам приходят бывшие воспитанники детского дома. В теплой, сердечной обстановке за чаем проходят дружеские, доверительные беседы, которые воспитывают у наших детей коммуникативные навыки общения, обогащают их знания об окружающем мире.
С целью создания музея «Боевой славы», детский дом поддерживает тесную связь с комитетом ветеранов ВОВ района Гольяново. В течение года ветераны приходят к воспитанникам на праздники, проводят беседы, пополняют экспозицию музея.
3. Режим работы детского дома.
Режим занятий в течение дня и недели определяется расписанием, утвержденным директором детского дома, и обеспечивает педагогически обоснованное сочетание обучения, лечения, труда и отдыха детей, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в детском доме, а также заключения органов и учреждений санитарного надзора.
Обучение ведется в режиме пятидневной рабочей недели.
Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Продолжительность каникул устанавливается в течение года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 90 календарных дней. Для обучающихся 1 –х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока в 1 классе – 35 минут.

4. Обеспечение безопасности в детском доме.
В целях обеспечения безопасности в детском доме заключен договор с частным охранным предприятием «Альфа – Секьюрити». Техническое обслуживание тревожной кнопки осуществляет ООО «Универсал –ОС». Техническое обслуживание системы передачи извещений (ПЦН «01») производит МРО ВАО МГО ВДПО. Техническое обслуживание АУПС осуществляет ООО «Центр противопожарных работ «Восток». Сервисная поддержка системы видеонаблюдения производится ООО «Каскад 24».
В целях обеспечения безопасности всех воспитанников и сотрудников детского дома в учреждении проводятся следующие мероприятия:
• постоянный контроль за соблюдением сотрудниками и воспитанниками всех требований и инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности, санитарии и гигиены,
• регулярный инструктаж по охране труда, пожарной безопасности, по соблюдению санитарно-гигиенических норм утвержденных руководством
• собеседование с детьми и просмотры учебных фильмов по технике безопасности при играх в группах, на прогулках.
• проведение инструктажа эвакуации детей и сотрудников на случай террористических актов
• отработана система непрерывного изучения вопросов по технике безопасности и профилактике травматизма в педагогическом коллективе
• проверка системы видео наблюдения, «тревожной кнопки»
Территория детского дома ограждена металлическим забором по всему периметру и оснащена камерами видеонаблюдения.

5. Организация питания.
Организация питания осуществляется комбинатом ООО «Московский школьник» по 28-дневному сбалансированному меню. Пищеблок детского дома соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В течение года организованное питание получали 50 воспитанников.
Организацию питания воспитанников контролирует бракеражная комиссия и комиссия производственного контроля.

6. Содержание учебного плана и образовательных программ, реализуемых в детском доме.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ основного и дополнительного образования.

6.1. Организация дополнительного образования.
Коррекционная работа в системе дополнительного образования детского дома направлена на максимально возможное нивелирование имеющихся врожденных недостатков детей, на развитие их творческих способностей, интересов, формирование художественного вкуса. Основное направление дополнительного образования в детском доме имеет художественно-эстетическое и представлено работой двух кружков:
ИЗО студия «Палитра», руководитель-Хасянова З.В. Руководителем разработана авторская программа, программа согласована УМЦ «Детство» и опубликована в сборнике «Основные положения воспитательной работы с детьми-сиротами».
«Хозяюшка», руководитель-Морозова В.Г. У руководителя разработана адаптивная программа для работы с детьми-сиротами, согласованная с УМЦ «Детство».
По инициативе педагогов дополнительного образования был создан музей детского творчества, который постоянно пополняется работами воспитанников.
Результатом работы студий является участие воспитанников в городском фестивале детского творчества «Надежда» в номинации «Декоративно-прикладное искусство» и получение званий лауреатов и дипломантов на протяжении 17 лет, а так же участие работ детей на ежегодной выставке, проходящей на ВВЦ.

6.2. Организация обучения и воспитания дошкольников.
Учебно-воспитательный процесс дошкольного отделения реализуется на основе типовых и вариативных программ для детей дошкольного возраста, так как для детей-сирот дошкольного возраста программ воспитания, обучения и развития, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на сегодняшний день не разработаны. В своей работе воспитатели дошкольного отделения используют базисные программы: «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и др., 2004г.), «Истоки» (под.ред. Т.И.Алиевой, Т.В.Антоновой и др.,1997), «Программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста детей дошкольного возраста» (под.ред. Л.А.Парамоновой, 2004); Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (под ред.Л.А. Головчиц, 2003); Программа для специальных дошкольных учреждений: «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», (под ред. Носковой Л.П., Головчиц Л.А., Шматко П.В., Просвещение, 1991) и другие вариативные программы.

6.3. Начальное общее образование
Обучение в начальной школе осуществляется по следующим программам: «Программы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 отделение)», 1982г.; «Программа по физкультуре от 3 до 17 лет» (Издание 2-е) Московский комитет по образованию, 1998; «Программа музыкального воспитания в школе», Музыка,1982

7. Работа социальной службы детского дома.

За период 2008-2009гг. социальной службой детского дома проводилась работа по подтверждению социального статуса воспитанников. Социальный статус установлен 100% воспитанников. Систематически осуществляется контроль за сохранностью закрепленной за воспитанниками жилой площади. За прошедший период случаев утраты жилья не было. Проводится большая работа по защите прав воспитанников на получение алиментов, социальным отделом совместно с сотрудниками ОВД и службами судебных приставов, с 2008 по 2009 гг. к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов были привлечены родители 15 воспитанников, в результате на 31.08.2009 года – 35% детей получают алименты.
Социальная служба детского дома работает в тесном контакте с органами опеки и попечительства ВМО города Москвы , для раннего выявления беспризорных детей и детей, находящихся в трудных жизненных условиях и передачи детей на воспитании в семьи.
Приоритетными формами работы с целью ознакомления детей с их правами являются интегрированные занятия, дискуссии, сюжетно-ролевые игры, досуги. С целью социализации детей-сирот проводились целевые прогулки, экскурсии.

Социальный состав воспитанников













8. Патронатное воспитание, совершенствование направлений психолого-социального-педагогического сопровождения в условиях патронатного воспитания.
Инновационная деятельность детского дома представлена в виде Городской экспериментальной площадки по теме: «Инновационные процессы развития системы патронатного воспитания в детском доме». В рамках реализации площадки изучались нормативные документы по работе Уполномоченных служб по патронатному воспитанию, создана школа по учебе патронатных воспитателей. За период работы подготовлены 9 патронатных воспитателей и результатом нужно считать 2 воспитанников детского дома с патронатного воспитания взяты в семью опекунов. Работа по передаче воспитанников в семью продолжается, изучаются наиболее приоритетные формы семейного воспитания.

9. Ресурсное обеспечение образовательного процесса.
9.1. Педагогические кадры.
В 2008 -2009 учебном году педагогический коллектив составлял 22 человека, из них имели:
• высшее образование – 14 человек;
• среднее специальное образование – 8 человек;
• звание «Отличник народного просвещения» - 2 человека; «Почетный работник общего образования РФ» - 2 человека;
• высшую квалификационную категорию – 7 человек;
• первую квалификационную категорию – 12 человек;
• 12 разряд – 3 человека.
За период 2008 – 2009 уч.год профессиональный уровень повысили на
• высшую квалификационную категорию – 3 педагога;
• первую квалификационную категорию – 2 педагога;
• вторую квалификационную категорию – 2 педагога.
В 2008 – 2009 уч.году прошли курсы повышения квалификации 4 педагога.
Коллектив стабилен.

9.2. Материально-техническая база
Детский дом рассчитан на 56 воспитанников, располагается в трехэтажном здании.
В учреждении функционирует 9 учебных кабинетов, комната коррекции психомоторного развития, спортивный зал, бассейн, музыкальный зал, зимний сад, библиотека, медицинский блок.
Учебные кабинеты в достаточной степени укомплектованы учебным оборудованием, постоянно происходит пополнение материальной базы кабинетов.
В этом году оборудована «Соляная комната», тренажерная комната, приобретена установка для гипокситерапии «Горный воздух», продолжается работа по оборудованию сенсорной комнаты.
В учреждении имеется видеоаппаратура, музыкальные центры, множительная техника. Одной из основных задач на будущее является пополнение информационно-технической базы.
Материально-техническая обеспеченность образовательных программ позволяет осуществлять качественный учебный процесс.
В 2008-2009 учебном году практически завершен косметический ремонт детского дома.
 

Hosted by uCoz